АЮРВЕДА или АЙЮРВЕДА?
(взгляд в глубины веков)
д.м.н. Ю.Н.Кошевенко
Краткое вступление
В мировой англоязычной литературе фигурирует название «Aurveda», которое, несмотря на то, что согласно написанию должно звучать по-русски как «аурведа», почему-то произносится как «аюрведа». Почему? Вопрос, конечно, интересный. Тем паче, что изначально (в XIX веке) это слово писалось как «Ayurveda», которое по-русски и писалось, и звучало как «аюрведа».
Но потом бедный «игрек» куда-то запропастился…, но звучание слова осталось. Для англичан это, конечно, не удивительно. Ведь недаром существует поговорка, что у этих немцев-англов всё ни как у людей (т.е. русских) — пишется «Манчестер», а читается «Ливерпуль»! Но в процессе переводов туда-сюда в добавок пропало ещё и «и краткое», т.е. «й». Так вот давайте и разберёмся — что, к чему и почему?
И для этого сделаем исторический экскурс во времена весьма отдалённые, Времена Ведические… и проследим историю возникновения и трансформации этой, якобы, древнеиндийской науки.
Древнеиндийской? А не кажется ли странным, что первоначальные предания индусов как о происхождении мира и человека, так и о религии, философии, медицине и пр., сохранившиеся в священных книгах индусов, что как-то странно по-русски звучат – «Веды»? Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда (чёрная и белая) и Aтхарва-Веда, у которой существуют ещё позднейшие дополнения (упанга) или Упаведа, куда относится и книги по медицине — Аюр-Веда.
Я, надеюсь, что никто не будет возражать, что слово «веда», также как и «ведать», «веденье», «ведун», «ведьма» и многие, многие другие, имеющиеся в русском языке слова с корнем «вед», не древнеиндийского, а древнерусского происхождения. Ведать – значит знать. Ведун – знахарь, Веда – знание и т.д.
Так же как и против того, что первоначальные мифологические сведения индусов, что сохранились в Риг-Веде, этом сборнике гимнов, берут начало в пастушеском периоде истории ариев. И это давно известно, но сие отдельная песня, а мы вернёмся к Аюрведе.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
В июне 1991 года я довольно случайно попал на врачебные курсы по обучению науке со странным названием «Аюрведа-Махариши». Среди преподавателей были американцы, индусы, югославы, все прибывшие по спецнабору из Голландии. На курсах широко освещались, прежде всего, философские положения учения индийского гуру по имени Махариши Махеш Йоги, пропагандировался его культ как великого учителя, а также преподавались основы аюрведических знаний, в том числе:
— по ведической физиологии, включая понятия о тканевых элементах, каналах циркуляции, физиологии пищеварения, пищеварительном огне;
— информация о психофизиологическом устройстве, балансах и дисбалансах в организме, причинах их возникновения;
— понятия о конституциональных типах тела и методиках их определения;
— положения по аюрведическому питанию, его обоснованию, правилах, диетологии;
— учение о причинах болезней и их диагностике, о предрасположенности к болезням;
— сведения по пульсовой дигностике нарушений в организме;
— данные об особенностях, подходах и методах аюрведического оздоровления, лечения и профилактики, включая ароматическую терапию, музыкальную терапию, трансцендентальную медитацию, точечный и масляный массаж, дыхательную и физическую гимнастику;
— понятия о комплексном очищении организма;
— представления об аюрведических лечебных фитопрепаратах (расаянах);
— требования к аюрведическому режиму жизни и другие не известные нам сведения.
Наибольшее впечатление на меня, в частности, произвели представленные американским учеником Махариши (лучшим учеником) Дипаком Чопрой данные, подтверждающие и увязывающие представления древних арийцев о едином поле, элементах природы с последними данными современной квантовой физики.
Помимо теоретических данных, мы получили и практические навыки по пульсовой диагностике, аюрведической гимнастике и трансцендентальной медитации.
Курсы эти проводились на коммерческой основе, и большинство слушателей предполагало в дальнейшем компенсировать понесённые расходы за счёт использования полученных знаний в своей платной врачебной практике. Однако, как впоследствии выяснилось, мало, кому удалось это осуществить. Кроме меня…
Уже через 2 года я, опробовав все айюрведические методы на себе, использовал их в комплексном лечении больных психосоматическими дерматозами. Но это было потом…
А пока меня эти знания так заинтересовали, что я начал копать вглубь… И что это за индийская наука такая с русским словом «Веда», что переводилась как «наука жизни»?
А то ищет, тот всегда найдёт. Сначала мне попала в руки Iчасть «Истории медицины» киевского профессора С.Ковнера 1878 года. И в ней я неожиданно обнаружил главу по науке древних индийцев под названием «Ayur-Veda», переводимую им как Аюрведа. Там же дана и история её происхождения с точки зрения индусов. Вот она. Даю её здесь дословно по С. Ковнеру.
ИСТОРИЯ ОЗНИКНОВЕНИЯ АЮРВЕДЫ (индийский вариант)
О происхождении Аюрведы индийское придание гласит, что она сочинена Брамой (Брахмой) ещё до сотворения человека и первоначально состояла из 100 000 двустиший и 1000 глав, которые Брама, из сострадания к недостаточности человеческого понимания, сократил до настоящего её объёма и вручил сыну своему, праджапати Ракша.
Последний передал её сыновьям солнца – Сурья, близнецам-Асвинам (этим «богам-хранителям чудным врачам», на коих преимущественно лежала забота о сохранении здоровья людей), от которых её затем получил Индра (символ эфира и небесной лазури, производящий целебные растения и цветы). Кстати, к медицинским божествам индусов относятся не только Индра, но и Агни — символ огня, Рудра — бог воздуха и властелин всех ветров и др. И опять же какие знакомые русскому уху древние имена, так же как и Кришна (Крышень), Вишну (Вышень), Кама… и прочие.
А потом Индра передал эти знания в свою очередь врачу по имени Атрея, имевшему многочисленных учеников. Один из них — Агнивеза оставил наилучшее практическое сочинение. После того явился Чарака («странствующий»), который исправив последнее, собрал таким образом в одном большом сочинении всё, что оставлено учениками Атрея, в виде диалогов между ними и учителем.
Впоследствии, когда землю посетила эпидемия чумы, Индра послал туда полубога Дханвантари, врача богов, который из сострадания к человеку покинул небо и под именем Диводаза (министра богов) поселился в качестве царя в Каси (Бенерес), где занимался преподаванием медицины. Сюда к нему со всех сторон стекались любознательные жрецы (или Риши) и один из них Сушрута, сын древнего индийского героя Висвамитра, записал эти чтения. Таким образом, существуют три основных редакции Аюрведы:
1) древнейшая из них Аюрведа Атрея, состоявшая из 6100 отделов, из которых каждый заключал в себе 1000 двустиший;
2) Аюрведа Чараки, которая есть переделка более древнего сочинения Агнивезы;
3) Аюрведа Сушруты — несколько позднейшего происхождения.
Из этих трех редакций менее других известен труд Атрея, от которого сохранились только отрывки у некоторых индийских комментаторов. Несколько известнее Аюрведа Чарака, которая состоит из 8 книг или из 11 отделов. Но самой большой известностью пользуется Аюрведа Сушруты, благодаря переводу немца Hessler’a и обширному сочинению об индийской медицине англичанина Wise’а. Что касается вопроса древности Аюрведы Сушруты, то Hesslerотносит его к VI веку до н.э., Wise — к промежутку между IX и III векам до н.э., а другие исследователи (Wilson, Stenzler, Lassen и А.Weberr) к началу Iвека.
Вообще-то, пишет С.Ковнер, между Аюрведой Чараки и Аюрведой Сушруты большой разницы нет. У обоих замечается та же смена прозы и поэзии, только первая у Чараки встречается чаще и вообще объём его сочинения несколько больше, а слог живее и выразительнее чем у Сушруты, отличающегося более сухим изложением. Самое главное различие между ними заключается в том, что Чарака занимался больше внутренними болезнями (т.е. терапией), Суштура же и его последователи — преимущественно хирургией.
* * *
Кроме этих сочинений в Индии существует ещё огромная рукописная медицинская литература. Одно только Остинское общество в Лондоне имеет 80 сочинений и немало таких находится в Берлинской библиотеке, некоторые из этих рукописей уже напечатаны на английском и немецком языках. Нет ничего только на русском, кроме уже упомянутого учебника по истории медицины, где С.Ковнер даёт краткое изложение Аюрведы Сушруты в переводе с английского.
Надо сказать, что медицинские знания имеются и Риг-Веде. В некоторых местах её говорится даже о жизненном духе и жизненной силе (в области физиологии древние индусы принимали за сущность жизни воздух) и есть даже намек на гуморальную теорию, по которой воздух, помещенный в число жидкостей, заступает место крови. Интересно, что в Риг-Веде в первый раз встречается мнение, что беременность продолжается 10 месяцев. (C чего бы это? Ответ будет ниже) В восьмом отделе гимнов собраны все анатомические названия органов, известные индусам. Наконец в гимнах Риг-Веды упоминается об освежающей силе морских и воздухе, очищающем свойстве континентальных северных ветров, а также об охлаждающем действии водяных ванн в лихорадочных болезнях (Rig-Veda, Х,137).
Итак, заключая это раздел отмечу, что впервые Аюр-Веда попала в Россию в переводе с немецкого и английского в середине XIX века и преподавалась студентам медвузов как наука древних индийцев. Англичане же с немцами раскопали её в буддийских монастырях. Кстати, написана она, как и все остальные Веды с помощью алфавитов драхми и дэванагари на так называемом санскрите. Это тот самый санскрит, в котором чуть ли не в каждом слове «вылезают уши» древнерусского языка. Но об это чуть ниже.
* * *
А я стал копать дальше. Потом мне попались упоминания о статье Б.П.Делоне «Сравнение медицины Аюрвед с медициной Гиппократидов», которая оказалась серией статей в «Московской Медицинской Газете» 1877 года. Она-то и просветила меня в плане конституциональных типов человека. Мне стало ясно – откуда что взялось.
Затем после опубликования моей первой книги «Аюрведа – ваш путь к здоровью» на меня вышел А.И.Асов и познакомил меня со своей книгой «Русские веды», которая мне значительно прочистила мозги от древнеиндийских наслоений. Немного позже я опять же случайно купил книгу В.М.Кандыбы «История Русского народа до XII в.н.э.», и с Аюрведой всё стало на свои места, ибо автор даёт сведения о последнем переселении индоевропейских племён в Северную Индию.
Они основываются на выявленных в конце ХХ века достоверных фактах и важных открытиях в Истории Русского Народа. Сделаны они в результате сложных комплексных этногенетических исследований, которые базируются на научно подтверждённых выводах археологии, лингвистики, этнологии, антропологии, фольклористики, исторической географии, палеозоологии, палеоботаники, палеонтологии, военной истории, Ведической религии и др. Благодаря этим исследованиям История Русского Народа прослежена на многие тысячи лет вглубь веков.
Все эти новые (старые) знания заставляли думать и искать. И как выяснилось позднее не напрасно, ибо на самом деле всё оказалось гораздо сложнее и интереснее, но самое главное было установлено, что Аюрведа несмотря на свое якобы индийское происхождение, не является чуждой нашему народу. Достаточно было только копнуть поглубже свою Историю, которую у нас, к сожалению, сейчас мало кто знает (например, то, что Москве отнюдь не 800, а 1400 лет, что основал её не Юрий Долгорукий, а Моск Свентоярович), но Власти это безразлично, она Древнюю Историю Руси не знает и не пропагандирует.
Так вот что пишет В.М.Кандыба почти дословно. Пояснения в (скобках) мои.
ВГЛУБЬ ВЕДИЧЕСКИХ ВРЕМЁН (или как «Веды» попали в Индию)
Согласно выявленным данным, племена русов с древнейших времен расселялись с территории Северной половины Азии на юг и запад до Атлантического океана, вытесняя племена чёрной расы, пришедшие туда ранее из Африки. Род свой они вели от от первого Космического богочеловека — Ория, которому поклонялись и по имени которого другие племена и народы их называли ориями или ариями. Современная же наука определяет их по территориальному признаку, т.е. индоевропейцами. Древние русы-арии были светловолосы и голубоглазы, говорили на едином древнерусском языке начиная с 40 тысячелетия до н.э. Разделение его на отдельные языки произошло только в V тысячелетии до н.э., т.е. достаточно недавно по историческим меркам.
В настоящее время этот язык в наиболее чистом виде сохранился у русских, украинцев и белорусов, хотя и в других языках, особенно германских, имеется множество древнерусских корней (например, Верховный Бог у норманнов зовётся – óдин).
В своей жизни древние русы придерживались законов и правил заложенных в Ведической Традиции. Создателем этого Учения был сын Ноя — Афет, исполнявший должность Верховного Рода русских племен-родов. Знания эти тысячелетиями передавались изустно в незыблемом виде из одного поколения в другое жрецами-ведунами.
Но в 3600 г. до н.э, Вивас — верховный жрец древнерусского города Трои (той самой знаменитой Трои, которая была позднее разрушена эллинами-ахейцами), впервые записал Ведические знания в виде Учения в двух частях — теории и практики. Более того он снял запрет на неприкосновенность Ведического Учения и многие жрецы стали писать на них свои комментарии, что привело к распаду Единого Учения и появлению отдельных его вариантов.
Одним их таких реформаторов Ведического Учения стал Киевский жрец Рам или Рама (из первого древнего Киева, что был в устье Дуная). Рам жил 5000 лет назад и был весьма образованным человеком, хорошо знавшим медицину и известный в Истории тем, что спас народ своего племени от тяжёлой заразной болезни, занесённой из Африки. Став известным человеком Рам задумался над вопросами гуманизации и упорядочивания русской жизни. Используя трансовую медитацию Рам, получал ответы на свои вопросы и систематизировал их в новое Учение, которое распространил на своих соплеменников. Однако жрецы некоторых других племен на западе Русской земли не приняли его, и возникла угроза межплеменной войны.
Во избежание братоубийственной бойни Рам увёл своих сторонников на Восток. Этот поход сейчас известен как одно из великих переселений индоевропейских племен.
Во время этого похода русы во главе с Рамом, пройдя Русскую степь и Кавказ в обход Трои, сначала остановились на территории Северного Ирана, а затем через перевалы Гиндукуша пришли на земли Северного Индостана от теперешнего Пенджаба до Тибета. Шли они туда не просто так, ибо там жили потомки русов от предыдущих переселений, смешавшихся с местным дравидским населением. Одну из местных крупных рек те первые русы назвали Индом, в честь своей родовой реки Инд (Днепр), а от неё затем и вся земля стала называться Индией.
Здесь последователи Рамы стали внедрять принятые среди русов верви (общины)
— жрецов, воинов, земледельцев, торговцев и ремесленников, занимая при этом верхние, наиболее почётные из них и обучать местные племена трансформированным Рамом Ведам. Эти русские «верви» и стали называться в Индии как «касты». При этом Рам запретил человеческие жертвоприношения, убийства, рабство, ввёл принцип публичной выборности правителей и судей. Кроме того, Рам ввёл древнерусский астрономический календарь. Он состоял из 13 месяцев, каждый из которых делился на 4 седьмицы, т.е. он длился 28 дней и соответствовал лунному. Этот лунный календарь просуществовал на Руси до XI века и был отменен христианами. Так вот почему в Риг-Веде беременность у женщин протекает 10 месяцев! 10 русских лунных месяцев.
Для того чтобы местное население лучше понимало Ведическое Учение Рам создал особый упрощённый вариант древнерусского языка, который впоследствии получил название «санскрит», т.е. «упорядоченный» и на котором преподносились и записывались знания. При первом же рассмотрении видно, что многие слова санскрита мало чем отличаются от современного русского языка: ади-один, двая-два, три-три, матри-мать, бхратри-брат, семья-семья, агни-огонь, будхи-будить, мри-умри, швета-свет, деви-дева, любх-любить и т.д.
И в этом нет ничего удивительного, ибо древнерусский язык за многие тысячи лет изменился довольно мало и большинство его основных слов сохранилось до сих пор, не говоря уже о их корнях… Например, на всех европейских языках древнерусским словом «бер» обозначается всем известный мохнатый косолапый зверь. В русском же языке осталась только «берлога» (т.е. логовище бера), а само животное стало называется — «медведь» (т.е. мёд ведающий).
Со временем Рам удалился от административных дел и занимался наукой, медициной и дальнейшим переосмысливанием Ведического учения. На Родину он так и не вернулся, умер в Индии. А вскоре индийцы обожествили и самого Рама и некоторых его соратников, поскольку их с самого начала местные племена называли «светлыми друзьями бога». Более того, наиболее почётных и любимых богов в Индии до сих пор рисуют с бело-голубой кожей. Вот почему и индийские Ведические Боги носят древнерусские имена.
А пришедшие с Рамом люди постепенно слились с местным населением (в который раз), и сейчас в Северной Индии в Пенджабе встречаются светлокожие и голубоглазые индийцы (особенно высших каст), потомки тех древних русов…
ИСТОКИ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ВЕДИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ
Так что корни Ведического Учения уходят очень глубоко — более чем на 5 тысячелетий назад, во времена арийских, т.е. индоевропейских, племен. Мы привыкли слышать, что арийцы — это только чистокровные германцы. Гитлер в своё время под лозунгом борьбы за чистоту арийской расы уничтожал славян, которые в сущности ещё более древние потомки арийцев, чем германцы и некоторые другие народы.
Прародиной индоевропейцев, считается Поволжье. Ко II тысячелетию до н.э. древние арийцы уже закрепились на обширной территории: на Юге Балкан — этруски, эллины-дорийцы; в Северном Причерноморье — киммерийцы; в Южном Причерноморье — хеты; на Нижнем Поволжье и в Семиречье — скифы, в Средней Азии и Северном Китае — массагеты, саки. То есть, область расселения индоевропейцев в бронзовый век простиралась от Дуная до Енисея. Именно в те далекие времена арийские жрецы накопили, осмыслили и систематизировали обширные ведические знания, в том числе и о здоровье человека.
Однако если копнуть поглубже, то выясняется, что прародиной ариев-проторусов является Восточная и Центральная Сибирь, где не было ледника во время последнего Великого Оледенения, и где был климат, располагающий к процветанию и жизни. Именно здесь согласно преданию «Авесты» и располагалась Прародина Ариев (пишет А.Белов).
Индоевропейские племена тогда имели лишь небольшие этнические и языковые различия и называли себя сами русами. Естественно, были и племенные названия. Так в наименование киммерийцы легло самоназвание одного из племен русов — кимры, пришедшего в Причерноморье с Урала. Памятью о них остался город Кимры в Тверской губернии.
Все же перечисленные выше известные названия русов были даны окружающими народами и, прежде всего, эллинами (древними греками), не имеющими, кстати, к современным грекам (также как и итальянцы к древним римлянам) никакого отношения. Следует отметить, что выражение «ведические знания» по-русски нисколько не лучше, чем «масло масляное», ибо «веды» и «знания» — суть одно и то же. Так же как «ведун» и «знахарь». Но мы будем придерживаться этого выражения в качестве чисто исторического определения.
В дальнейшем, во II тысячелетии до н.э. было ещё несколько крупных переселений арийских племён в Северный Индостан, на Иранское нагорье, в Малую Азию, в Европу и т.д., вследствие чего скифы (одни из предков славян) попали в Причерноморье. Позднее, на рубеже новой эры, именно здесь в результате слияния скифов с родственными сарматами и киммерийцами (кимрами) образовались собственно праславяне. Часть из которых (предки сербов, хорватов) в I-II веках н.э. расселилась по Дунаю, на Балканах. Другая часть (в том числе предки чехов и поляков) — в Центральной Европе и третья (предки русских народов) — по Днепру. Соответственно распространялось и Ведическое Учение.
История движения и расселения славянских племен, трансформация их знаний в те далекие времена малоизвестна и необычайно интересна. Наиболее любознательных могу отослать к «Велесовой Книге» — своду священных текстов новгородских волхвов IX века, записанных на деревянных дощечках. В этой книге как раз, отражена история славян (славящих Богов), начиная с конца II тысячеления до н.э. (т.е. со времен первого крупного переселения арийских племен) до I тысячелетия (IX века) н.э., т.е. до появления на Руси князя Рюрика. О которой, увы, ничего не знал и Л.Н.Гумилёв. А посему эти знания не вошли в его знаменитую книгу «От Руси до России». Подробно изложена история славян и в книге А.И. Асова «Атланты, арии, славяне». Но вернёмся к Ведическому Учению.
Однако возникшее христианство, постепенно превратилось в воинствующую религию, и западные христиане принялись повсеместно в Европе уничтожать остатки Древнерусской Ведической Традиции. Понятно вместе с её носителями – славянскими племенами, занимавшими тогда большую часть Центральной и Северной Европы (полабов, лютичей, рутенов, поморян и многих других). Их страна Славяния (по данным европейских авторов) была в 10 раз больше Саксонии. Однако в начале IIвека (начиная с 1057 г.) большая часть этих племён была уничтожена германцами (данами и саксами). Их, кстати, призвали на помощь сами ратари, ибо племена лютичей передрались между собой. Саксы и «помогли», перебив всех… Началось новое переселение славян. Правда, часть их ещё до того ушла в другие места (в том числе и русы-бодричи, которых Рюрик в 870 году увёл под Новгород).
Германцы-христиане разрушили все главные города славян и их Ведические Храмы. Другие города и реки переименовали (Старград в Алдинбург, Ратибор в Рацисбург, Радигост в Ретру, Одру в Одер, Лабу в Эльбу и т.п.). Чехи и поляки приняли христианство, причём католическое. Но это совсем другая история.
А потом христианизация добралась и до Руси. И хотя она шла из Православной Византии, но тоже проходила под знаменем искоренения огнём и мечом древних, «вредных», языческих знаний. На рубеже конца I-го — начала II-го тысячелетия н.э. на Руси (как и до того в Славянии) были сожжены десятки тысяч деревянных дощечек и берестяных грамот с древнерусскими письменами — сказаниями, историей, литературой, правом; уничтожена почти вся предшествующая Ведическая культура, в том числе и медицинские айюрведические знания. Приверженцы же вере предков уничтожались целыми городами.
Жалкие остатки древних оздоровительных знаний, причём существенно искажённые, дошли до нас в виде так называемой «народной медицины».
* * *
И только древние ведические инды донесли эти знания (с изменениями, конечно) до нашего времени, записав в виде перечисленных выше Вед и сохранив в буддийских монастырях древние манускрипты, одним из которых и является Айюрведа — древняя Система Естественного Оздоровления.
Более того, ведические инды активно распространяли эти знания среди окружавших народов. Именно Айюрведа лежит в основе всех известных восточных ветвей традиционной медицины — индийской, тибетской, непальской, китайской, японской, филиппинской и других, каждая из которых, естественно, трансформировала базовые знания, в соответствии с местными условиями. Тибетская медицина, например, основывается на ведических представлениях о применении лекарственных растений.
Труды великого Среднеазиатского арабского врача Абу Али ибн Сины (известного в Европе под именем Авиценны) также в своих оздоровительных разделах базируются на трактатах Айюрведы и других восточных подходах и методах лечения и оздоровления.
В Европе же от айюрведических знаний практически ничего не осталось, ибо медицина на Западе уже давно потеряла своё исходное оздоровительное предназначение и переориентировалась на лечение болезней. А ведёт она свои корни от так называемой «Школы Гиппократа», которая зародилась в эллинистических (древнегреческих) колониях в Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э.
Именно в те далекие времена сторонники и последователи этой «школы» постепенно подменили доставшиеся им от предков и тщательно сохранявшиеся в ведических храмах медицинские знания — методы Естественного Оздоровления и лечения, доступные в силу своей простоты и природности каждому человеку. Они подменили их искусственными методами и лекарствами, ставящие людей в полную зависимость от владеющего ими лекаря. Со временем данные подходы и лечебная практика взяли верх над умением сохранять здоровье, регулируя образ жизни пациента.
Да это было и проще как для врача, так и для больного (что отмечал ещё Б.П.Делоне). Можно сказать, что естественную ведическую медицину в Европе погубили жажда наживы и людская лень. И вот теперь Западная медицина и мы, в частности, пожинаем плоды.
АЙЮРВЕДА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Надо отметить, что Айюрведическим Знаниям отдавали должное и некоторые представители современной медицины. Герберт Шелтон, Кацудзо Ниши и некоторые другие исследователи использовали отдельные сведения из Айюрведы при разработке своих систем оздоровления. Что же касается российских медиков, то, несмотря на давние и тесные отношения с Индией, они об Айюрведе не имели никакого представления. Знания, добытые С.Ковнером, и Б.П.Делоне были забыты, как ненужные, древнеиндийские…
Мы много знаем о китайской и тибетской традиционных медицинах, их специалисты нередкие гости в России ещё с царских времен (вспомним лекаря его императорского величества Бадмаева). Мы слышали даже о филиппинских хиллерах (правда, в весьма искажённом виде), но об Айюрведе — ни слова.
В чем же дело? Неужели индусы скрывали от нас такие ценные знания? Почему только в начале 90‑х годов до нас дошли достаточно скудные сведения об Айюрведе, причём не из Индии, а из Европы, из Голландии?
* * *
Все гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд! Вы думаете, что вся Индия живет по Айюрведе? Что все индусы ведут здоровый образ жизни? Вовсе нет! Продолжительность жизни там ещё ниже, чем у нас; заболеваемость, смертность — ещё выше.
Как это ни странно, но хотя Айюрведа и считается древнеиндийской наукой, в самой Индии о ней знает только ограниченное число специалистов, изучающих и практикующих её на себе или своих пациентах. Есть даже единичные клиники. Но массового внедрения в жизнь индусов Айюрведа не получила. Это же касается и Йоги. В Индии ею занимаются в основном йоги и люди, сознательно практикующие самосовершенствование. А всё дело в том, что Индия — религиозная страна. Вся жизнь большинства индусов определяется законами, правилами, требованиями той или иной религии — индуизма, буддизма, ислама.
Айюрведа же — чисто медицинская, оздоровительная, практическая наука, которая показывает людям, как можно полностью контролировать свою жизнь, изменять, продлять её, не допуская вмешательства болезней. Айюрведа, естественно, несёт в себе определённую философию, но лишена каких-либо религиозных наслоений. Эта философия основана на законах Природы и предназначена для реализации способностей сознания любого человека влиять на собственное тело, не оставляя для привычных богов никакого места.
Понятно, что наука с такой философией не была принята и не пропагандировалась ни одной из существующих в Индии религий. Но в то же время, как это ни странно, древние ведические знания, записанные в первой половине II тысячелетия до н.э. в трактаты на мёртвом теперь языке санскрите, смогли дожить до наших дней только благодаря одной из религий. Именно в буддийских монастырях в Гималаях монахи тщательно сохраняли различные ведические манускрипты, в том числе и Айюрведу. И это тоже не удивительно, ибо буддизм — это самая веротерпимая религия, которая не стремится, в отличие от всех других, доказывать свою правоверность любым способом вплоть до огня и меча.
Поэтому пока отдельные специалисты, докопавшись до айюрведических знаний, использовали отдельные подходы и методы этой науки в своей практике, особых проблем не возникало, ведь они ничего крамольного в религиозном смысле не несут, тем более, что они маскировали Айюрведу под божественное учение.
Так, если взять поступившую у нас в широкую продажу книгу «Ведическое кулинарное искусство», переведённую на русский язык кришнаидским издательством Бхактиведанта Бук Траст, то в главе «Искусство питания и здоровье» можете прочитать, что «учение Аюрведы открыл человечеству несколько тысяч лет назад Шри Бхагаван Дханвантари, одно из воплощений бога Кришны…»
Но как только некоторые из последователей Айюрведы пытались пропагандировать её в более объёмных системных масштабах, то обойтись без философской подоплёки было уже никак невозможно и, естественно, ведические антирелигиозные «уши» тут же вылезали наружу и привлекали внимание религиозных деятелей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
* * *
Так все получилось, например, с ныне покойным Махариши Махеш Йоги. Этот индус, который величал себя «риши» (т.е. учителем), как следует из распространяемой его последователями легенды, много лет изучал аюрведические манускрипты «в преисполненной глубочайшей тишины и покоя обители» в Гималаях. Результатом этих трудов была трансцендентальная медитация — особая разновидность медитации, которую Махариши «движимый любовью и состраданием” начал активно пропагандировать в Индии в начале 1960‑х годов.
А поскольку философские подходы этого учения противоречили основным религиозным канонам, то Махариши Махеш Йоги вскоре был изгнан из Индии. Перебираясь из одной страны в другую, Махариши добрался до США, где также начал активную деятельность по реализации своих идей. Американские врачи поначалу не обратили на шустрого индуса особого внимания (по штатам немало шастает, каких угодно проповедников), но потом, когда обучение медитации населения стало приобретать широкий размах, поняли, что речь идёт о покушении на их доходы. Серии разгромных статей и выступлений быстро вынудили Махариши перебраться в Европу. Он был, конечно, не единственным, кто «не угодил» современной аллопатической медицине.
* * *
Вспомним историю с Гербертом Шелтоном, который весьма активно разрабатывал и пытался внедрять свою Натуральную Гигиену в США. В 1970‑х годах его идеи достаточно широко начали внедряться в сознание и практику американцев. Шелтон опубликовал семь монографий и около полутора десятков научно-популярных книг, издавал собственный научно-популярный журнал «Гигиеническое обозрение», где он, его ученики и последователи имели возможность публиковать свои статьи.
Определённая часть населения, врачей и даже государственных деятелей приветствовали внедрение оздоровительных гигиенических подходов и методов, что позволило значительно улучшить здоровье заинтересованной части населения США.
Однако в середине 1980‑х годов фармацевтические корпорации, производящие многие тысячи тонн лекарств «от всего чего угодно», совместно с врачебной элитой и основной массой врачей, связанных с фирмами и имеющих хороший доход от продажи этих лекарств, почувствовали угрозу своим доходам и навалились на Шелтона всей мощью СМИ. В результате Шелтон был вынужден закрыть свой журнал, и умер разочарованный, разорённый и дискредитированный…
* * *
Но если американцу Герберту Шелтону на старости лет некуда было податься из Америки, кроме как в мир иной, то более стойкий Махариши Махеш Йоги обосновался в терпимой к инакомыслию Голландии и с начала 1980‑х годов стал пропагандировать своё учение в более широком аспекте, т.е. в виде «Аюрведы-Махариши». Он организовал Международный фонд Махариши, а с его помощью десятки просветительских центров Махариши-Аюрведы по всему миру, в том числе и в США, через которые последователи Махариши распространяют его идеи. А точнее, просто делают на них деньги!
В начале 90‑х годов представители Международного фонда Махариши под предводительством Тони Найдера (человека с неясным происхождением и образованием) проникли в нашу страну. Знания же, что попали к нам с ними в виде Аюрведы-Махариши, являются не чем иным, как очередной, уже осовремененной интерпретацией древних айюрведических трактатов.
В Москве с их помощью образовался Благотворительный Фонд Махариши, через который были организованы — и Школа по обучению всех желающих трансцендентальной медитации, и Курсы по обучению врачей Аюрведе-Махариши. На одни такие курсы в июне 1991 года попал и я, получив по окончании Удостоверение об образовании. Так что я теперь — врач-аюрведы. Но предпочитаю себя называть по-русски «айюрведуном» (кстати, первым в России).
И наконец, хочу объяснить, почему всё-таки я предпочитаю пользоваться сейчас именно названием «Айюрведа», а не как все — Аюрведа.
А дело в том, что известный вариант названия (аюрведа) — это русская транскрипция английского термина ayurveda, которым в XIX веке обозначили название этой древней науки при переводе с санскрита. И переводят его на русский обычно как «наука жизни». И то и другое верно, но не совсем.
Во-первых, Веда -это не «наука», а — Знание, и это знают, наверное, все (простите за тавтологию).
А во-вторых, на самом деле древнее понятие айя (айю, айе и т.п.) именно так из этих трёх букв оно, по-русски, склоняется на санскрите и имеет в виду не просто жизнь, а — долгую жизнь. Так что дословный перевод с санскрита слова «Айюрведа» звучит как — Знание долгой жизни. Нюанс, но очень важный! И английская транскрипция соответственно должна выглядеть как — ayurveda.
А причём же здесь буква «р» (айюр-веда)? Да, ни при чём, просто — соединительная буква, с ней слово проще произносится. Только и всего. Мало ли в русском языке таких слов? И англичане нам здесь не указ. Кому в конце-концов ближе санскрит — нам русским или англичанам? Предвижу сакраментальный вопрос:
— А вот вы, представляющийся здесь как первый айюрведун, читали Айюрведу в подлиннике? Откуда знания-то?
Отвечаю без лукавства:
— Нет, не читал, хотя и имел такие намеренья, правда, ещё не зная и не понимая, чего хочу — Так в 1992 году мы с другом В.Полуниным, имея намеренье создать Центр Айюрведической Медицины, пытались через индийское посольство выписать себе если не сам трактат по Айюрведе (а он не в одном томе), то хотя бы его копию на санскрите. Естественно, что посол Индии в России через некоторое довольно длительное время нам ответил, что это невозможно.
А если бы затея и удалась, и нам прислали эти тома, то чтобы мы с ними стали делать? Ведь все Ведические Знания в Индии записаны в трактаты, хотя и на санскрите, но отнюдь не древнерусской велесовицей (на которой им писали в других местах, например, в уральском городе Аркаиме), ас помощью индийских алфавитов — драхми и дэванагари. Поэтому читать их нам, русским сейчас практически невозможно. Ведический же алфавит — велесовица (которым пользовались русы тысячи лет до кириллицы) читается запросто (как «Велесова Книга»). А санскрит на индийских алфавитах знают лишь буддийские жрецы.
Представляю, как их там перевели Айюрведу англичане и немцы, добравшиеся до неё в середине XIX века, на свои языки. Ведь они, не зная русского языка, работали со жрецами, переводящими санскрит на хинди, а потом с переводчиками с хинди на английский и немецкий, тоже его не понимающими ни санскрита, ни русского! Ясно, что сделали это с большими искажениями, тем паче отнюдь не в стихотворном изложении…
Так что я проанализировал и адаптировал к современности в основном то, что дали мне на курсах. Остальное раскопал в литературе и домыслил самостоятельно, чай, д.м.н.
* * *
Дальнейшая судьба Айюрведы в России весьма печальна. В начале 1990-х годов планировалось создание Медицинской Ассоциации Аюрведы. Главным учредителем её должен был выступить Международный Фонд Махариши. Однако как выяснилось впоследствии, ни Махариши, ни его фонд, ни его сотрудники не были заинтересованы в распространении системных ведических знаний по Естественному Оздоровлению. Тони Найдер всеми силами уходил (как ужака) от этого насущного вопроса.
Истинные их цели проникновения «махаришников» в Россию не афишируются. Деятельность их акцентируется на обучении нашего населения трансцендентальной медитации (т.е. только одному из 20 аюрведических оздоровительных подходов). В настоящее время обучение наших медиков Айюрведе с участием зарубежных специалистов прекращено, Благотворительный фонд Махариши в Москве перестал существовать.
Был, правда, организован при участии Международного Фонда Махариши Ведический Университет в Набережных Челнах, имеющий несколько филиалов по стране, в том числе и в Москве. Но вся работа этого Университета, как и подобных ему учреждений в других странах, направлена на пропаганду культа учения самого Махариши Махеш Йоги, но не Айюрведы как таковой. Медицинскими оздоровительными вопросами Университет практически не занимается.
Ну, а как же современные индийские айюрведические клиники в Индии и Центры в России? А всё тоже. Современные индийцы, понятно, санскрита не знают, и знания по Айюрведе черпают из книг на английском языке. Сущности дарованного им древнерусскими ведунами Знания не понимают и занимаются лечением с применением наиболее завлекательных Айюрведических методов и средств (расаян). Причём используют не более 5-6 из 20 аюрведических оздоровительных подходов. И не используют Айюрведу по прямому назначению — как Систему Естественного Оздоровления (как я, например).
И в Россию они сейчас с этими методами (как и последователи Аюрведы-Махариши из Голландии в начале 1990-х годов) едут исключительно делать деньги.
А нам на Руси надо здоровье народа сохранять и восстанавливать. И Айюрведа здесь главным помощник! Но дело это непростое. Да, и что такое Здоровье? Отсутствие болезней? Нет. Вот как гласит об этом Айюрведа стихами на санскрите, и как это звучит в моём стихотворном изложении:
Самадоша самагниш ка самадхатумалакрия
Амана свастха иту абхидхийате прасаннатмендрия
—————
Чьи качества природные и свойства есть в балансе,
И не находится он в постоянном нервном трансе,
Коль аппетит хороший, в тканях всё функционально,
И в теле органы различные работают нормально
И чувства разные, а разум во блаженстве пребывает –
Здорова сущность человека, и болезней он не знает!
[Айюрведа Сушрута Сутрастханам 15, 41 — Конец XIII в. до н.э.]